Пропустить навигацию.
Главная

Бизнес-планирование

Эта статья является началом цикла статей о бизнес-планировании. В рамках цикла
предполагается подробное рассмотрение этапов подготовки бизнес плана – начиная
от зарождения идеи и заканчивая нюансами получения финансирования.

Итак, бизнес. Преимущественно мы говорим о т.н. стартапе, когда бизнес
основывается с нуля. Вы приняли это решение, и неважно, как вы к нему пришли —
возможно, у вас появилась идея, возможно, вам просто не хочется просто работать
на кого-то. Есть распространенное мнение о том, что для бизнеса нужен
существенный начальный капитал. Начальный капитал необходим, но не обязателен,
и существует ряд успешных примеров бизнеса, основанного практически на карманные
расходы. Как говорит один из моих профессоров, бывший член совета директоров
Exxon Enterprises и Genesis Group – «основывая стартап, не заботьтесь о
капитальных вложениях, просто докажите, что ваш бизнес способен приносить доход
и что вы способны им управлять, и тогда у вас не будет недостатка в капитале».

С чего начать?


После того, как мы отбросили проблему финансирования (не поймите неправильно,
финансирование важно, но только не на начальном этапе), пришло время задуматься
о том, чем именно заниматься. Соглашаясь с Шумпетером («предприниматель – это
оппортунист, который получает прибыль от неравновесия в экономике») начинать
следует с того, в чем нуждается рынок.

Подавляющее большинство успешных бизнесов либо:
• удовлетворяли рыночные нужды
• решали какую-либо проблему
• создавали новую возможность

Поэтому – оглянитесь вокруг себя. Присмотритесь. Вокруг существует огромное
количество проблем, одну из которых ваш бизнес мог бы решить. Например, вы
замечаете, что вашем районе нет такого места, где были бы такие нужные услуги,
как копирование, распечатка и прочее. Или вы считаете, что сайты большинства
компаний в вашем городе плохи настолько и что о web 2.0 они и не подозревают.
Или вы каждый день сталкиваетесь с плохим сервисом в организациях и хотели бы
это как то изменить. Все эти три примера разные по уровню первоначальных
вложений, но объединяет их одно – они решают проблемы, дают рынку то, в чем он
нуждается. В первом случае ваш район получит отличный копи-центр с комплексом
услуг, во втором ваш город получает достойную студию веб-дизайна, в третьем же
случае вы создаете отличный сайт отзывов,
который позволяет получать компаниям отзывы об их сервисе и дает им возможность
улучшать его.

Есть идея

Итак, допустим, у вас появилась идея. Часто эта идея появяется из той области, в
которой вы хорошо разбираетесь – это либо ваша профессия, хобби или просто то,
что вам интересно. Поэтому лучше начинать с этих областей.
Если это хорошая идея, вы обязательно станете размышлять о ней днем и ночью без
вашего на то желания. Идея заразительна, и вы будете посвящать ей все
больше и больше времени, и это правильно, так как из идеи путем размышлений у
вас будет вырисовываться нечто более конкретное. И еще один важный момент – идея
это в то же время и идеализм. Предпринимателю очень важно верить в свою идею,
и на первых этапах все же важнее быть идеалистом. Если бы мне кто-то сказал, что
очередной аналог «желтых страниц» станет популярным сервисом в интернете, я бы
очень критично отнесся к идее. Но основатели
red beacon
обладали некоторой долей идеализма и непоколебимой верой. Совсем
недавно они получили транш в размере 7.4 млн. долларов от венчурного фонда.

Идея это не бизнес

Однако вышеуказанный пример также говорит о том, что сама по себе идея ничего
не стоит
. Более того, я соглашусь с Артемием Лебедевым, который
говорит, что
любая идея имеет отрицательную стоимость
, так как она требует вложений в
себя.
То есть, пример ставит во главу угла реализацию идеи, фактически – вас.
Успешность бизнеса, его прибыльность оценивается не по идее, и даже не по
бизнес-плану, а по вам. Точнее, по вашим действиям. Насколько хорошо вы способны
реализовать свою идею, как вы будете справляться с трудностями, быть гибким –
все это определяет успех. Есть сотни сайтов, которые предлагают услуги печати
изображений на футболках, но есть только один
из немногих
, который добился существенного успеха.
Одна из главнейших проблем начинающих предпринимателей это желание
поскорее получить прибыль
, при этом некоторые даже толком не понимают,
откуда ей взяться. Именно такие предприниматели на предложение потенциального
инвестора поучаствовать в совместном проекте в первую очередь
интересуются о материальном вознаграждении
, напрочь забывая о том, что это и
без вознаграждения отличная возможность проявить себя.

Спроси себя

Итак, предположим, что у вас есть идея, вам она интересна и вы ей «болеете». Вы
верите в ее успешность, и намерены вложить в нее личное время и некоторое
количество личных средств. Ваша цель на этом этапе – это не прибыль, но
реализация своей идеи, чтобы доказать, что ваш проект достоин существования.

С учетом всего вышеперечисленного, пришло время задать себе следующие вопросы:
• что это за бизнес?
• что ваш бизнес будет предлагать? Сервис/товары?
• какие рынки вы планируете охватывать?
• за счет чего вы намерены быть лучше, чем ваши конкуренты?
• есть ли у вас на примете люди, которых вы бы могли взять в команду?
Эти вопросы очень критичны на первом этапе. Четкое направление и стабильность
также важны для бизнеса, как и для канатоходца.
Если вы уже задумывались о своем бизнесе, и у вас даже есть идеи, я предлагаю
вам подумать над этими вопросами.

И помните, если вы не в состоянии описать четко и ясно свой бизнес в паре
предложений, вам необходимо подумать более внимательно.